До Флоренции мы добрались к пяти часам вечера. Здесь тоже моросил дождь. Апеннины тучам не помеха. На всякий случай напомню, что Апеннинские горы пролегают как раз между Болоньей и Флоренцией, отчего поездка на поезде между этими городами больше похожа на поездку в метро – не успеваешь выехать из одного туннеля, как начинается следующий, – и уши закладывает.
Прибыли мы на центральный флорентийский вокзал Santa Maria Novella (SMN Firenze), откуда было примерно 15 минут пешком до наших апартаментов. Пока дошли, пока разместились, сил уже не осталось ни на что. Единственное, на что мы сподобились, – это дойти до ближайшего супермаркета. Набрали сыров, колбас, овощей, не забыв, разумеется, и о кьянти (в Тоскану приехали, как-никак). Поужинали, да так никуда больше и не выбрались. А главным впечатлением вечера для меня стал мультфильм «Маша и Медведь» с итальянской озвучкой, на который мы наткнулись, переключая ТВ-каналы.
На следующий день, кстати, тоже обещали пасмурную погоду. Так оно и случилось, но дождя уже не было, и временами из-за туч выглядывало солнце. Как бы то не было, но мы
подстраховались заранее, купив на этот день билеты в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi). К слову сказать, в марте очередь в кассы музея оказалась не такой уж большой. Так
что билеты вполне можно было и не бронировать. А вот в разгар туристического сезона, наверное, лучше все-таки воспользоваться онлайн-сервисами. Мы покупали на
excursiopedia.com (сейчас этого сайта уже нет). Но, как показал опыт, это был не лучший выбор
(подробнее об онлайн-билетах в Уфицци и о том, как не переплачивать, тут).
Что касается самой галереи, то слова излишни. Все сказано такими именами, как Боттичелли, Рафаэль, Леонардо, Караваджо... Хотя вот взять того же Сандро Боттичелли. У его полотен можно стоять часами, разглядывая персонажей, изучая детали, стараясь проникнуть в суть. А у нас на всю галерею в комплекте с выставкой ноктюрнов Gherardo delle Notti (такое прозвище от итальянцев получил голландец Геррит ван Хонтхорст / Gerrit van Honthorst) ушло всего порядка четырех часов. Естественно, после такой пробежки нет слов. Да и откуда им взяться? Глаза – в кучу, мысли – в кучу, всё – в кучу. И лишь одно желание – бросить где-нибудь ноги и погрустить о собственной недообразованности. Иначе говоря, для полноты ощущений в такие места, как Уффици, нужно ходить либо с хорошим путеводителем (а лучше – гидом), либо будучи хорошо подкованным искусствоведчески, либо напрочь отключив мозг, пытаясь не понять, а почувствовать. Так что желаю всем удачи на поприще испытания искусством. Вот вам две Фортуны в помощь (обе, понятное дело, из Галереи Уффици).
Та, что на быстроходном дельфине (хорош дельфин, правда?), чуть постарше: написана предположительно между 1520-м и 1525-м гг. Вторая датируется второй половиной XVI века.
В этот день мы успели вволю погулять по городу, первым делом (еще до Уффици) отправившись к собору Santa Maria del Fiore, или попросту Дуомо (Duomo). Это, должно быть, самое впечатляющее во всей Флоренции строение.
Кстати, вход в Дуомо бесплатный. Поэтому стоит не только полюбоваться им снаружи, но и заглянуть внутрь, что мы и сделали.
Внутри, как и снаружи, многолюдно, а чтобы попасть наверх (это уже не бесплатно), нужно выстоять довольно внушительную очередь – сначала за билетами, а потом и на подъем. Попасть на верхние ярусы собора очень хотелось, но в очереди мы решили не стоять, и, еще какое-то время походив вокруг Дуомо, отправились дальше.
Гулять по Флоренции довольно приятно, поскольку движение транспорта в центре города ограничено. Тем не менее, машины, мопеды и городские автобусы встречаются часто. Поэтому, бродя по флорентийским улицам и переулкам, следует быть осторожным и смотреть не только на окружающие архитектурные роскошества, но и по сторонам – нет-нет да выскочит какой-нибудь мотороллер из-за угла.
Дальше, наверное, нет никакого смысла соблюдать последовательность повествования. Погода установилась отличная и оставшиеся два дня мы провели под солнечным безоблачным небом Флоренции. Еще на пару музеев время нашлось, но в основном мы гуляли на свежем воздухе. Расскажу о самых ярких впечатлениях.
Палаццо Питти и Сады Боболи
Палаццо Питти (Palazzo Pitti), в отличие от Дуомо (хотя и он далеко не миниатюрен), не столько восхищает, сколько поражает своими масштабами. Выходя на одноименную площадь (Piazza Pitti), не заметить его невозможно, и по мере приближения к центру площади кажется, что он все увеличивается и увеличивается в размерах, разве что не затмевая собой небо. Есть ли во Флоренции более массивные сооружения? Не знаю. По ощущениям, нет. Тут, конечно, играет свою роль ландшафт, поскольку дворец располагается на подъеме холма Боболи. Как нетрудно догадаться, на том же холме, за дворцом, находятся и сады Боболи (Giardino di Boboli), образуя, таким образом, с палаццо Питти единый дворцово-парковый комплекс. Правда, в кассах входные билеты продаются по отдельности. Посещение дворца обошлось нам в €13 (с учетом дополнительной экспозиции, посвященной бракосочетанию Марии Медичи и Генриха IV, короля Франции; обычная цена – €8,5), а садов – в €7. В сумме – €20 (на двоих – €40).
В настоящее время Палаццо Питти – это скорее картинная галерея, нежели дворец. В том смысле, что предметов интерьера и герцогского быта здесь сохранилось гораздо меньше, чем предметов искусства. Для сравнения, Шёнбруннский дворец в Вене производит гораздо более обжитое впечатление, хотя, понятно, что в обоих дворцах уже давно никто не живет. Что до искусства, то в Галерее Палатина (Galleria Palatina) дворца Питти собраны полотна весьма заметных мастеров, включая тех, чьи творения представлены и в Галерее Уффици. В частности, в Палатине тоже есть и Боттичелли, и Рафаэль, и Караваджо. А еще есть замечательные потолочные росписи. Кроме того к Палатинской галерее прилагается еще и Галерея современного искусства (Galleria d'Arte Moderna), которая также располагается в помещениях палаццо Питти. Ее мы, правда, не осилили, сбежав из дворца в сады.
В садах была весна. Настоящая. Солнечная. Яркая. Когда мы улетали из России, стояла такая же солнечная погода, но температура воздуха поднималась не выше +5, а здесь были все +16, а то и +18 градусов. Надо ли говорить, что гулять в такую погоду, одно сплошное удовольствие, тем более, если гуляешь не где-нибудь, а по самому настоящему дворцовому парку. Сады Боболи огромны, под стать дворцу. Здесь можно провести не один час, прохаживаясь по тенистым аллеям или любуясь открывающимися видами (в садах имеется несколько отличных смотровых площадок). Цветы цветут. Птицы поют. Солнце светит. Что еще нужно для весеннего настроения?
Площадь Микеланджело и базилика Сан-Миниато-аль-Монте
Площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo) – одно из самых популярных туристических мест во Флоренции. Отсюда прекрасно виден весь исторический центр города, включая Дуомо, Понте-Веккьо, Палаццо-Веккьо, базилику Санта-Кроче и многие другие знаковые достопримечательности. Правда, сама по себе площадь ничем особенно не примечательна. Несколько кафе, парковка, шум проезжающих мимо машин, толпы народа и посреди всего этого безумия невозмутимый Давид, копия одной из самых известных статуй Микеланджело.
Первый раз на этой площади мы побывали в 2010-м году, в дни проведения Чемпионата мира по футболу в ЮАР. Тогда помимо всего вышеперечисленного на площади красовался еще и огромный экран, дабы все желающие могли следить за ходом футбольных баталий. И даже несмотря на это, вид на Флоренцию был восхитителен, а всего остального как будто не существовало.
Обычно на площадь Микеланджело рекомендуют добираться автобусом или на такси – холм довольно высокий и находится на некотором удалении от центра Флоренции. Но мы поднялись сюда пешком, и я бы не сказал, что это было утомительно. Неспешная прогулка от Понте-Веккьо, рядом с которым располагались наши апартаменты, заняла от силы 20 минут. Если вы когда-нибудь взбирались, к примеру, на гору Геллерт в Будапеште или, скажем, по Чкаловской лестнице в моем родном Нижнем Новгороде, то восхождение к площади Микеланджело покажется вам плевым делом. Кстати, подняться (и/или спуститься) можно через розарий, что само по себе интересно.
Еще выше, примерно в 5 минутах ходьбы от площади Микеланджело, находится «нагорная» базилика Сан-Миниато-аль-Монте (San Miniato al Monte; «al monte» – значит, «но горе»). Виды отсюда открываются не хуже, а вот туристов и прочего праздношатающегося люда гораздо меньше. Обстановка здесь значительно более спокойная и умиротворенная. Но это еще не все. Внешне церковь святого Миниато выглядит, по флорентийским меркам, довольно скромно. Однако ее внутреннее убранство производит неизгладимое впечатление. Это одна из самых красивых церквей, в которых мне когда-либо доводилось бывать.
Добавлю, что вход в церковь бесплатный, и, по крайней мере, в марте посетителей почти не было, что выгодно отличает базилику Сан-Миниато от упоминавшегося выше Дуомо.
Вот, собственно, и все, о чем хотелось рассказать. Прощаться с Флоренцией было немножко жаль, но впереди нас ждала Венеция... Хотя нет, конечно, не Венеция ждала, а мы.