Если вы хоть раз бронировали отель самостоятельно, то наверняка слышали о www.booking.com и,
скорее всего, как раз им и пользовались, поскольку это самый популярный сайт бронирования отелей не только в России, но и во всем
мире. Однако на Букинге свет клином не сошелся. Есть и аналоги, которые во многом не хуже, а в чем-то даже лучше Букинга. О них и пойдет речь. Ниже
расскажу прежде всего о тех сайтах, которыми я сам пользовался. Кроме того, упомяну о некоторых других интересных сервисах, также годящихся на замену
Booking.com.
Аналоги Букинга в мире
Обзор зарубежных альтернатив и их особенностей.
Тут надо понимать, что в своем первоначальном виде эта статья появилась еще в 2017 г. Однако в 2022 г. ее пришлось существенно доработать. Суть в том, что почти все крупные иностранные сайты бронирования (Букинг, Агода, Хотелс и др.) сейчас для россиян не вполне актуальны. Тот же www.booking.com можно по-прежнему использовать для бронирования отелей за рубежом (если точнее, то за пределами России, Белоруссии и некоторых других стран). А вот российские и белорусские отели надежнее бронировать, используя вместо Букинга отечественные аналоги, речь о которых пойдет чуть ниже.
Сайтов бронирования отелей превеликое множество. Среди них есть как глобальные, так и локальные игроки. Начну с первых, а потом и о российских альтернативах поговорим. Итак, если говорить о мировых аналогах Букинга, то я бы отметил в первую очередь www.hotels.com (в России не работает). По моим наблюдениям отельная база этого сайта несколько уже, чем у Букинга, но, тем не менее, вариантов размещения на Хотелс.ком вполне достаточно. Я этой системой бронирования пользовался несколько раз. Причем один раз забронировал там отель, которого на Букинге на тот момент вообще не было (и такое бывает ).
С пользовательской точки зрения Хотелс.ком – сайт довольно удобный. Информация об отелях подробная: есть и фотографии, и перечень услуг, и отзывы туристов. Причем можно сразу посмотреть отзывы, оставленные туристами как на hotels.com, так и на www.tripadvisor.ru, что очень удобно. Еще одно удобство заключалось в том, что на Хотелс.ком можно было расплачиваться не только банковскими карточками, но и с помощью различных электронных кошельков. При этом и предложения, когда оплата производится в отеле, на Хотелс.ком не редкость. Более того, во многих случаях можно было выбрать, какой способ расчетов для вас предпочтителен – сразу (на сайте) или позже (в отеле). Но, как вы понимаете, все это теперь не слишком актуально для путешественников из России.
Также стоит упомянуть об agoda.com. Это тоже глобальный сайт, хотя, пожалуй, и не столь известный, как Букинг.ком и Хотелс.ком. И в настоящее время он тоже не годится для бронирования отелей в России (хотя зарубежные отели, как и в случае Booking.com, бронировать не запрещено). А когда-то я им пользовался. Опять-таки довольно удобная штука. Однако с тех пор много воды утекло, и сейчас вряд ли стоит рассматривать Агоду в качестве полноценного аналога Booking.com. Если приглядеться, то можно обнаружить множество сходств и пересечений – отели практически одни и те же, и отзывы на Агоде в основном с Букинга, а цены на этих двух сайтах зачастую идентичные. Ничего удивительного в этом нет. В настоящее время Букинг и Агода являются частями одной корпорации – The Priceline Group.
И тут будет уместно сказать еще об одном глобальном сайте.
Это – www.priceline.com. В России он не пользуется большой популярностью (русскоязычной версии нет). Но сам по себе ресурс интересный. Есть у него несколько фишек, которые отличают Прайслайн от родственного Букинга. В частности, опция «Назови свою цену» (Name Your Own Price). Суть в следующем: вы указываете критерии поиска (район и категорию отеля) и цену, по которой готовы забронировать отель. Priceline, в свою очередь, списывает с вашей карточки соответствующую сумму (плюс налоги и сборы) и ищет для вас подходящий вариант. Именно вариант, а не варианты. Используя эту опцию, вы покупаете кота в мешке. Но, во-первых, кот может попасться очень хороший , а во-вторых, таким образом можно существенно сэкономить. В любом случае, мне кажется, что пользоваться этой опцией имеет смысл только, если вас интересует размещение на одну-две ночи. В противном случае велик риск испортить себе весь отдых. Похожая опция – «Экспресс-сделка» (Express Deal). «Экспресс-сделки» – те же коты в мешке, только уже с ценником, то есть цену назначать не нужно, она видна сразу, но отель на этапе бронирования неизвестен. (Очень похоже на бронирование туров по системе «Фортуна».)
Кстати, Хотелс.ком тоже не одинок. У него, как и у Букинга, есть «родственники». В частности, www.expedia.com – сайт интересный, но опять-таки не слишком популярный в России (русскоязычной версии нет).
Впрочем, как нетрудно догадаться, и Priceline.com, и Expedia с точки зрения бронирования отелей в России абсолютно бесполезны. А вот китайский trip.com (входит в группу Trip.com Group Ltd. наряду с небезызвестным поисковиком Skyscanner) все еще в деле. Возможно, кому-то он и пригодится (Trip.com, к слову, принимает оплату картами МИР), хотя лично я этим сервисом никогда не пользовался.
Аналоги Букинга в России
Чем интересны Островок, OneTwoTrip, Яндекс.Путешествия и другие отечественные сервисы, которые можно использовать для бронирования отелей вместо Booking.com.
Среди российских аналогов Букинга мой любимчик – ostrovok.ru. Сайт удобный и отельная база у Островка обширная. К тому же, помимо отелей там представлены еще и сдаваемые посуточно квартиры. Но самое приятное – это цены (особенно по предоплатным тарифам). Я регулярно нахожу на Островке весьма и весьма заманчивые предложения. Вот, хоть и давнишний, но все же красноречивый случай, когда мне удалось забронировать на Островке отель чуть ли не в 3 раза дешевле, чем на Букинге. А вот пример посвежее, пусть и не столь яркий (цена получилась ниже, чем на официальном сайте отеля, но нашлись и другие, по-своему еще более выгодные, варианты ).
Другой любопытный вариант – www.onetwotrip.com. Там тоже часто встречаются интересные предложения (проверено на личном опыте), и к тому же имеется неплохая бонусная программа.
Нельзя не упомянуть и о Яндексе, который не так давно запустил собственный туристический сервис travel.yandex.ru (Яндекс.Путешествия). Там я отели еще не бронировал, но что-то мне подсказывает, что скоро такой опыт у меня появится , особенно если учитывать тот факт, что этот сервис тесно связан с подпиской Яндекс.Плюс, а ей я довольно активно пользуюсь, покупая самые разные товары на market.yandex.ru. Получается очень выгодно! Если же касаться выгод совместного использования сервиса Яндекс.Путешествия и подписки Яндекс.Плюс, то подробности можно найти здесь.
Наконец, стоит обратить внимание и на такие сервисы, как bronevik.com (какое злободневное название, не правда ли?) для бронирования отелей, putevka.com для бронирования санаториев и sutochno.ru для бронирования квартир и апартаментов посуточно (российский аналог Airbnb). При этом отмечу, что на Суточно.ру представлены не только частные квартиры, но и классические гостиницы, а также апарт-отели, гостевые дома, хостелы и другие типы туристического жилья (на сайте имеются соответствующие фильтры). А Броневик, в свою очередь, дает возможность бронировать не только отели, но и апартаменты, которым посвящен специальный раздел сайта.
А ведь еще есть Ozon! Как-то я про него не сразу вспомнил. Это, как вы наверное знаете, один из ведущих российских маркетплейсов наряду с вышеупомянутым Яндекс.Маркетом. Так же, как Яндекс.Маркет, Озон позволяет купить практически все что угодно. Что касается отелей, то в свое время Озон этот сервис свернул. Но теперь он благополучно перезапущен, и на Озоне снова можно бронировать отели как по России, так и в других странах мира – см. раздел Бронирование отелей и гостиниц на сайте www.ozon.ru (в мобильном приложении отелей я не нашел). Да-да, у Озона теперь все под одним брендом, и сервис Ozon.Travel, некогда существовавший обособленно, стал одной из составных частей озоновской экосистемы. Даже отдельный аккаунт больше не нужен. Все товары и услуги доступны в рамках единого личного кабинета.
Не следует забывать и о существовании крупных туроператоров, которые имеют собственные прямые договоры со множеством отелей в самых разных российских городах. Речь идет, в первую очередь, о массовых туристических направлениях, вроде курортов Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, Санкт-Петербурга, Москвы и т.д. Так вот отели в России (и не только в России, в общем-то) можно бронировать через туроператоров. С этой целью стоит обратиться к такими сайтами, как www.onlinetours.ru и travelata.ru. Отели там искать, пожалуй, не так удобно, как на всех вышерассмотренных сайтах (хотя видно, что они потихоньку развиваются и в этом направлении тоже). Зато по ходу дела там же можно присмотреть готовые пакетные туры, включающие не только проживание, но и транспортные услуги, экскурсии и т.д и т.п. В случае с массовыми направлениями велика вероятность, что тур получится дешевле, чем самостоятельное бронирование всех необходимых услуг по отдельности. Хотя не факт
А где дешевле?
Если вернуться к вопросу о ценах и о том, где выгоднее бронировать отели, нужно сравнивать. Один отель может оказаться дешевле на Островке, другой – на Яндекс.Путешествиях, третий – где-нибудь еще.
А ведь вариантов немало! Выше я рассмотрел лишь самые интересные на мой взгляд сервисы бронирования отелей и апартаментов, способные заменить Booking.com в России. Есть альтернативы и помимо моих фаворитов: 101Hotels.com, Zabroniryi.ru, TVIL.ru, Kvartirka.com, ТуТу.ру, Hotels.ru (не путать с Hotels.com), Komandirovka.ru, Travel.ru, Travel.RZD.ru, ВашОтель.ru, Peterbooking.ru, NNhotels.ru и многие-многие другие. Все перечисленные сайты ориентированы прежде всего на внутрироссийский туристический рынок. Но если задаться целью, не составит большого труда расширить список еще на несколько десятков наименований (за счет как российских, так и международных сайтов). Хотя тут конечно есть нюансы. По меньшей мере, следует понимать, что далеко не все сайты бронирования взаимодействуют с отелями напрямую, а некоторые так и вовсе работают в рамках концепции White Label, являясь по сути всего лишь клонами других, более крупных сервисов, или просто перенаправляют пользователей в процессе поиска на тот же Островок или Букинг. (Обратите внимание, в частности, на Travel.ru, который когда-то работал как самостоятельный сервис, а теперь выступает в роли метапоисковика, подбирая и отображая предложения различных сайтов бронирования. И все это реализовано с помощью сторонних поисковых инструментов .) Но сейчас о другом.
Суть в том, что сайтов бронирования много. Поэтому было бы удобно искать цены по всем этим сайтам сразу. Такую возможность теоретически предоставляют многочисленные метапоисковые сервисы. Но на практике сейчас все не так уж радужно. Нельзя сказать, что метапоисковики находят прям все-все-все возможные варианты. Тем не менее, чем больше источников информации вы используете, тем больше у вас шансов максимизировать свою выгоду. Поэтому игнорировать метапоиск все-таки не стоит (по крайней мере, если иметь в виду путешествия за пределами РФ и РБ).
Лично я на протяжении многих лет предпочитал www.roomguru.ru (он же Hotelscombined, он же Kayak.com, пусть и с небольшими отличиями). Но цены на российские отели Румгуру искать больше не хочет. Так что теперь использовать его можно исключительно для зарубежных поездок и только за пределами России.
Впрочем, и тут найдутся альтернативные варианты.
Например, вышеупомянутый www.tripadvisor.ru тоже умеет сравнивать цены систем бронирования, но опять-таки не у нас. Зато по-прежнему в деле hotellook.ru (от ребят из www.aviasales.ru), хотя и он после ухода всех ведущих игроков не находит почти ничего интересного в России (по зарубежным направлениям метапоиск работает как надо, но на мой взгляд все же уступает конкурентам). Ну, и, наконец, travel.yandex.ru не только позволяет бронировать отели «напрямую» через Яндекс.Путешествия, но и как бы агрегирует предложения других сервисов. Правда, делает он это весьма и весьма скромненько, находя, в большинстве случаев лишь предложения все того же Букинга (за границей) и/или Островка. Примерно то же самое можно сказать и о поиске отелей с помощью Гугла (Google, если вы не заметили, уже давно реализовал отельный метапоиск). Остается только надеяться, что со временем ситуация изменится к лучшему. А пока не до жиру, как говорится. Хотите бронировать отели по лучшей цене, ищите эту самую лучшую цену вручную. Это, вообще говоря, довольно увлекательное занятие. Вот вам наглядная иллюстрация – на примере Питера. Просто нужно понимать, готовы ли вы тратить свое время на подобные развлечения
В конце концов, выгода ведь не сводится к одной лишь низкой цене. Выгода – явление многокомпонентное. Помимо цены значение имеют и всевозможные бонусные программы (как у Яндекса, Озона и т.д.), и дополнительные преимущества при прямом бронировании, и время, которое вы тратите на поиск подходящего варианта, и транспортная доступность, и многое-многое другое. Проще говоря, низкая цена далеко не всегда служит надежным ориентиром. Иначе можно было бы вообще забыть о существовании отелей и ориентироваться исключительно на хостелы! Куда уж дешевле.