Новый Старый порт
Август-сентябрь 2016 г.Путешествия , Рассказы#  ,  ,  , 

Новый Старый порт

Впечатления и краткие исторические зарисовки

Барселонский Старый порт (Port Vell) совсем не выглядит старым. Оно и не удивительно, ведь за несколько последних десятилетий он был серьезно реконструирован, едва ли не родившись заново. Порт на том же месте существовал и раньше (очевидно, поэтому он и называется Старым), но на протяжении большей части XX века здесь была именно портовая зона, предназначенная в первую очередь для обслуживания грузопассажирских перевозок и не слишком приспособленная для променадов (хотя и не безоговорочно, о чем еще будет сказано ниже). Например, вот так выглядел проспект Жуан-де-Бурбо (Passeig de Joan de Borbó) в 1925 году:

(Эту и все прочие исторические фотографии Барселоны я нашел с помощью Гугла. Они кочуют с сайта на сайт, однако источник, чаще всего, один – AFB, что расшифровывается как Arxiu Fotogràfic de Barcelona.)

Справа – Барселонета с ее многочисленными ресторанчиками. Тут мало что изменилось. Слева – глухой забор, а за забором – порт. Сейчас здесь все иначе. Проспект стал шире, трамвайные пути демонтировали, но, самое главное, возле гавани, ныне облюбованной многочисленными яхтами, высвободилось обширное пешеходное пространство.

Это – вместо складов.

И так в Старом порту сплошь и рядом. Короче говоря, в наши дни гулять по старопортовому району – одно сплошное удовольствие. Особенно по утрам. Туристическая Барселона просыпается поздно, а потому даже в десятом часу на улицах и набережных немноголюдно. К тому же утром солнце еще не такое жаркое, и с моря веет прохладой.

Нас в Старом порту интересовал прежде всего Аквариум (Aquàrium de Barcelona), или, иначе говоря, Барселонский океанариум – любит ребенок всяческую живность, да и мы с женой здесь раньше не были.

Океанариум хороший: рыбы всех возможных и невозможных раскрасок, акулы, скаты, осьминоги, морские коньки, медузы и даже пингвины.

Однако больше всего ребенок впечатлился батискафом, ведь там столько лампочек, кнопочек, рычажков и все это можно трогать-крутить-вертеть руками.

Кстати, рядом с Аквариумом, все на том же Испанском моле (Moll d'Espanya del Port Vell), располагаются торговый центр Maremagnum и кинотеатр IMAX. Так что при желании здесь запросто можно провести целый день.

Из Барселонеты добираться просто – минут 10–15 пешком и мы на месте. Прогулка оставила самые приятные впечатления. Сначала мы прошлись по Барселонетскому молу (Moll de la Barceloneta) вдоль упомянутого выше проспекта Жуан-де-Бурбо, а затем, обогнув яхтенную марину, вышли на Испанский мол, который и привел нас прямиком к океанариуму. Если вы решите прогуляться тем же маршрутом, то по дороге в Аквариум среди всего прочего увидите Исторический музей Каталонии (Museu d'Història de Catalunya) и поп-артовую скульптуру Лицо Барселоны (La Cara de Barcelona), которую также называют Барселонской головой / Головой Барселоны (El Cap de Barcelona).

А еще с Испанского мола открывается прекрасный вид на вот эти две башни:

Та, что повыше (слева), называется Башней св. Себастьяна (Torre de Sant Sebastià). Это – станция фуникулера, соединяющего Барселонету с горой Монжуик. Очень удобно, надо сказать, в чем мы могли убедиться в один из прошлых приездов в Барселону, – всего за 10 минут можно переместиться из одной части города в другую. Канатная дорога появилась здесь по случаю Всемирной выставки 1929 года. Правда, ее строительство завершили лишь в 1931 году. Не успели. Бывает. В настоящее время это скорее туристический аттракцион, чем транспорт. Помнится, мы стояли в очереди около полутора часов, прежде чем добрались до заветной красной кабинки. И стоимость проезда высокая – 11 евро в один конец, или 16,5 евро туда-обратно (по состоянию на 2016 год).

Вторая башня, похожая на маяк (справа), носит название Часовой (Torre del Rellotge), что вполне логично, так как на ее вершине установлены часы (причем со всех четырех сторон). Внешнее сходство с маяком, объясняется очень просто: это и есть маяк, а точнее, был маяк – по крайней мере, в 1772 году, когда его построили.

Позже порт был расширен, появился новый маяк, а старый стал никому не нужен. Так в 1904 году он превратился в часовую башню, и, по-моему, перевоплощение удалось.

Копаясь в материалах об истории барселонского порта, я наткнулся на интересное изображение еще одного маяка.

Маяк назывался Ромпеолас (Far del Rompeolas) – по названию мола, на котором он располагался. Я не силен в области гидротехнических сооружений, но, насколько понимаю, el rompeolas – это что-то вроде волнолома (встречаются и другие названия того же самого места – El Trencaones, L'Escullera). Сейчас в качестве ориентира можно использовать отель-парус W Barcelona (его можно видеть на фото между Башней св. Себастьяна и Часовой башней), от которого примерно и начинается мол Ромпеолас. Правда, со временем, этот маяк стал не нужен, как и маяк 1772 года, однако повезло ему меньше – он был снесен в 1968 году в ходе очередного расширения порта. Не в этом суть. Маяк Ромпеолас (да и весь мол в целом) интересен тем, что в XX веке здесь образовалось одно из культовых мест отдыха горожан (на приведенной выше фотографии 1965 года это заметно), пришедшее в упадок лишь в 1990-е в связи с появлением новых зон отдыха. Возведение маяка было завершено в 1926 году. Тогда же в цоколе этого сооружения открылся бар-ресторан Mar i Cel, а после гражданской войны ему на смену пришел ресторан Porta Coeli. Подробно об истории ресторана можно почитать здесь (отличный блог об истории Барселоны, правда, на каталонском). Я же все это пишу, чтобы проиллюстрировать следующую мысль.

Уже в первой половине XX века порт служил не только портом, но и местом проведения досуга. (Помимо мола и маяка Ромпеолас другие иллюстрации тоже имеются.) Со временем досуговое значение порта лишь возрастало. Иными словами, то, каким стал портовый район Барселоны сегодня, является скорее следствием длительного эволюционного процесса, нежели просто результатом преобразований, осуществленных к Олимпиаде 1992 года, как можно подумать, не слишком углубляясь в детали. Процесс этот продолжается и по сей день. За примерами далеко ходить не надо. Тот же отель W Barcelona, без которого сегодня трудно представить портовый район, открылся не далее как в 2009 году.

Вообще же, прогулочные зоны у моря существовали в Барселоне и в XIX веке. Вспомним стену, защищавшую город со стороны моря (о ней я упоминал в предыдущей части своего рассказа). Утратив свое оборонительное значение, «приморская стена» (la muralla del mar) обрела иное применение – она превратилась в популярный променад. Хотя, возможно, горожане прогуливались по стене и в прежние века – не каждый же день город атаковали вражеские эскадры.

Это фото сделано в 1870-е годы, незадолго до того как стена была разрушена. На ее месте появился проспект Колумба (Passeig de Colom) и небезызвестный монумент, посвященный знаменитому мореплавателю, – один из символов современной Барселоны.

1888 год. И это уже похоже на Старый порт наших дней. То ли еще будет!

Назад Дальше