Тут на днях (если быть точным, то 26.08.2020) произошло событие, о котором хочется рассказать. Я запустил канал «Вещности» на платформе Яндекс.Дзен. Вот он. Заглядывайте, если интересно
Что такое «Вещность»
Это блог о вещах, то есть обо всем, что только можно купить в интернете. Подробнее читайте здесь.
Не я первый, не я последний. Ничего удивительного. Однако для меня это серьезный шаг, и я считаю нужным объяснить, почему.
Кнут и пряник социальных сетей
Я всегда недолюбливал социальные сети (и Яндекс.Дзен в этом смысле ничем от них не отличается).
Публикуя свои тексты на сторонних сайтах, будь то Facebook или тот же Яндекс.Дзен, ты даешь этим сайтам право пользоваться результатами твоего труда. Да, взамен ты получаешь возможность достучаться до широкой аудитории. Но какой ценой? Социальные сети жадны до контента. Им постоянно нужно что-то новое. Они всеми возможными способами стимулируют тебя писать как можно больше. Тебе недвусмысленно дают понять:
Если ты будешь писать много и людям понравится то, что ты пишешь, мы сделаем тебя королем. Будешь писать мало, пусть даже и хорошо, о тебе никто никогда не узнает.
И я прекрасно понимаю, зачем они так действуют:
Ничего личного, детка. Просто бизнес.
Социальные сети дают людям бесценную возможность обмениваться информацией, общаться, поддерживать связь и не терять друг друга на расстоянии. Но зарабатывают они на рекламе. Любая социальная сеть (и Яндекс.Дзен тоже) – это не только канал коммуникации между людьми, но и рекламная площадка. А потому любой социальной сети нужен поток. Нужно удерживать внимание аудитории: пользователи должны постоянно скролить, следить за обновлением ленты, снова и снова возвращаясь в одно и то же место, как будто потеряли там что-то очень-очень важное и никак не могут это важное найти. А добрые сети, как могут, помогают, жонглируя перед вашим носом ворохом пестрых рекламных объявлений: «Может это? Это ты искал? Или это? А как тебе такое? Нет? Ну тогда вот! Или вот еще посмотри! Оно?». И так до бесконечности.
Разумеется, реклама небесполезна. Я сам регулярно кликаю на рекламные объявления, узнаю благодаря рекламе что-то новое и нахожу что-то полезное для себя. Но доля этого полезного в общей массе стремится к нулю. И чем ниже качество рекламной площадки, тем ближе ноль.
Впрочем, сейчас о другом. С точки зрения автора (или, если угодно, блогера), проблема в том, что в первую очередь хочется писать хорошо, а много или мало – сказать трудно: все зависит от вдохновения, как бы пафосно это не звучало. В более широком смысле можно сказать иначе:
Проблема в том, что писать одновременно и хорошо, и много умеют далеко не все. Да, наверное, можно научиться. Но умение приходит не сразу. Чтобы стать толковым автором, нужно потратить кучу времени и сил.
Что до меня, то я никогда сверхпроизводительностью не отличался. Я люблю подолгу работать над каждым текстом, даже если текст поначалу кажется пустяковым. Мне нравится погружаться в проблематику и писать то, что принесет кому-то пользу: поможет найти ответ на интересующий вопрос, укажет на какую-нибудь незаметную, но очень важную деталь, или каким-то иным, неведомым мне способом. И, как правило, на выходе у меня получаются долгоиграющие тексты, которые надолго остаются востребованными, сохраняя актуальность годами.
Все это отлично работает, когда занимаешься развитием собственного сайта. Здесь, на страницах своего блога о путешествиях, я могу месяцами
вообще ни о чем не писать. Нет времени, желания, вдохновения, да мало ли чего еще нет – не пишется, значит, не пишется. У меня нет производственного плана, нет
задачи публиковать каждый день или хотя бы каждую неделю какой-нибудь новый текст. В этом смысле я абсолютно свободен. Но с социальными сетями такое не прокатит.
Не согласуется мой творческий подход с их дьявольской сущностью
И тем не менее я решился выйти на новый для себя рубеж (хотя и не знаю, надолго ли хватит запала).
Попробую объяснить, зачем мне это надо.
Зачем писать в социальных сетях
Вот тут, пожалуй, самое время признать, что все выше понаписанное – это всего лишь нытье и ничего более. Хочешь быть профессиональным писакой – пиши, и нечего скулить. Умеешь писать хорошо – пиши хорошо. Не умеешь – пиши, как пишется. Читатель сам разберется. И не нужно игнорировать социальные сети. Потому как в социальных сетях обитает тот самый читатель, который тебе (профессиональному писаке) нужен, как воздух, вода и хлеб в одном флаконе. Ведь большинство блогеров, как и социальные сети, зарабатывают на рекламе. Любой блог – это тоже рекламная площадка.
Просто зарабатывать на рекламе можно по-разному. Я привык работать с собственными площадками. Социальные сети для меня – темный лес. Вместе с тем, я прекрасно понимаю, что социальные сети обладают огромной аудиторией, и мне хотелось бы научиться взаимодействовать с этой аудиторией.
Однако при этом я не намерен отступать от своих принципов. Это касается прежде всего качества контента. Писать исключительно для того, чтобы привлечь внимание – не мой путь. Меня бесят заголовки в стиле «7 способов забить гвоздь» и прочие медийные уловки. А потому придется искать баланс между количеством и качеством. С этой точки зрения, канал в Дзене я рассматриваю как этакий полигон, который нужен мне для отработки собственного стиля и поиска перспективных направлений развития блога.
В конце концов, и блог о путешествиях, и «Вещность» я запускал не только ради заработка на рекламе. Я лелею надежду, что все это приносит кому-то пользу (опять-таки, как бы пафосно это не звучало). Надеюсь, что и Дзен-канал получится достойный. По крайней мере, постараюсь не гнать пургу